Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дети с ОВЗ обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать. Осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды . У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов . Именно школа призвана отвлечь ребят от улица, воспитать полезные привычки и сформировать социально – нормативные модели поведения.
Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребенка с ОВЗ в процессе общего образования, подготовка к жизни и труду.
В коррекционно – воспитательной работе с детьми с ОВЗ в здоровье в первую очередь необходимо использовать педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.
Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребенка с ОВЗ, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.
Основными задачами данной работы являются:
- коррекция развития ребенка с ОВЗ в процесс обучения его по общеобразовательным дисциплинам, профессионально – трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;
- подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности с младшего школьного возраста, то есть социально – трудовая адаптация;
- проведение лечебно – оздоровительной работы, направленной на укрепление общего физического и психического состояния школьников.
При организации воспитательной работы, педагог работает по нескольким направлениям:
- воспитание в процессе обучения;
- внеклассная работа по предметам;
- работа с детьми имеющими девиантное поведение;
-индивидуально – групповые занятия со специалистами;
- социально –бытовая ориентация;
- секции, клубы, кружки, творческие объединения дополнительного образования;
- организованный досуг.
Всю воспитательную работу целесообразно направить на коррекцию поведения обучающихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям.
Данная работа способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике правонарушений несовершеннолетних. Основная направленность социальной адаптации – практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни. У детей с ОВЗ отмечается своеобразие социально –эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстников в качестве объектов для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни, поэтому необходимо создавать особое образовательное и воспитательное пространство. В воспитательные программы рекомендуется включать следующие направления работы: нравственное воспитание, правовое воспитание, гражданско – патриотическое воспитание, эстетическое, трудовое, спортивно– оздоровительная деятельность, экологическое, профилактическое, безопасное жизнеобеспечение, социологическое и семейное воспитание.
Планирование воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания обучающихся.
Мероприятия воспитывающей деятельности для детей с ОВЗ
на 2018-2019 учебный год
Наименование деятельности |
Содержание основной деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Познавательная |
|
Сентябрь Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль Март
Апрель
Май июнь |
Зам. директора по УВР, ВР Педагог- библиотекарь Классные руководители Педагог -организатор
Директор школы |
Гражданско – патриотическая |
|
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь Декабрь
Апрель Май |
Зам. директора по УВР, ВР Педагог- библиотекарь Классные руководители Педагог -организатор
|
Спортивно - оздоровительная |
|
Сентябрь Октябрь
Январь Май-июнь |
Мед работник Классные руководители Учитель физкультуры Зам. директора по ВР |
Трудовая |
|
Сентябрь
апрель |
Классные руководители |
Профилактическая |
|
Сентябрь Октябрь
Ноябрь Февраль Март Май - июнь |
Зам. директора по ВР Мед. работник Классные руководители педагог- организатор |
Социологическое и семейное воспитание |
|
Октябрь Ноябрь
март |
Социальный педагог Классные руководители Зам. директора по ВР |
Деятельность в области художественного, эстетического, нравственного воспитания |
|
Сентябрь Ноябрь Декабрь
Январь Март июнь
|
Директор Зам. директора по ВР Классные руководители Педагог – организатор Социальный педагог Педагог- библиотекарь |